wrapper

Yangiliklar

УДК 378
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПЬЮТЕРНЫХ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Д.Ш.Зиядуллаев, Ш.Б. Ахмедова, М.А.Юсупова

Аннотация: Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения, приводятся дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций и использование электронных почтовых связей

Ключевые слова: образовательные системы, файловый сервер, компьютерные телекоммуникации, мультимедийные системы,

Abstract: In this article considered the issues of distance learning, shown didactic properties of computer telecommunications and the use of electronic mail communications sustems.

 

В образовательных системах все больше говорят об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения, что связано с возросшими возможностями технических средств связи, конкретно, компьютерных телекоммуникаций. Центральным звеном дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

 соответствующими по профилю необходимыми учебными и учебно- методическими материалами в том числе электронными;

 систематической обратной связью между преподавателем и обучаемым по электронной почте;

 периодически обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного обучения;

доступом в международные информационные сети, а также для подключения в дистанционное обучение зарубежных пользователей.

В практике в пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

 чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической), хранения ее в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

Keywords: educations system, file server, computer’s telecomunications, multimedia system.

 интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультмедийной информации, и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

 доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

 организации совместных телекоммуникационных проектов, в том числе международных, электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций, возможность обмена мнениями с любым участником данного курса, преподавателем, консультантами, возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.

Особенно видны достоинства телекоммукационной основы для дистанционного обучения, если обратиться к возможностям Интернета, его сервисным средствам. Начнем с электронной почты - (e-mail), которая обеспечивает обмен файлами между пользователями сети. За счет имеющихся соединений между сетями почта может доставляться практически в любые из существующих в мире сетей. Отправка сообщений может осуществляться в текстовой и нетекстовой (программы, графика, звук) форме, в открытом и шифрованом виде. Обычно время доставки письма составляет несколько часов и зависит не от расстояния, а от траектории (перехода из одной сети в другую).

Абонент компьютерной сети получает стандартный адрес в Интернет. Hа этот адрес он может обмениваться электронными письмами с абонентами практически любой системы электронной почты в мире.

Электронная почта включает в себя/1/:

 услуги собственно почты - отправка и прием электронных писем - в отличие от обычных они доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких часов;

получение и отсылка материалов телеконференций, в которых разворачиваются целые дискуссии, в них могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями.

Электронная почта может предоставлять и более сложные (и более дорогие) услуги, например:

информационное обслуживание - многие фирмы и организации предлагают абонентам сети свои обзоры, сводки и иные справочные материалы;

рекламное обслуживание - некоторые специализированные фирмы берутся за рекламу в сетях различных товаров, услуг (включая и

образовательные), причем некоторые средства Интернет позволяют точно определить количество абонентов, обратившихся к данной рекламе.

Эти информационные документы могут рассылаться напрямую как электронные письма, могут быть статьями в телеконференциях или находиться на файловых серверах. Электронные письма адресат получает в удобное для себя время. С другой стороны, в некоторых сетях при отправке письма можно указать на необходимость автоматической же присылки подтверждения о реальном получении письма адресатом.

Кроме файловых серверов, в сетях имеются серверы различных типов- программные средства, обеспечивающие возможность доступа клиентов к большим массивам информации /2/:

 сервер новостей или списков рассылки, который позволяет клиентам сети вести оперативный обмен информацией по широкому кругу тем. Часто применяется в режиме "электронной доски объявлений", обеспечивающей, например, процедуры купли-продажи и рекламы товаров и услуг. Информация на сервере новостей очень динамично пополняется. Срок хранения на таком сервере обычно ограничивается неделями. Режим обмена информацией - с помощью писем;

 файловый сервер - емкое хранилище файлов. Срок хранения файлов на таком сервере может исчисляться годами. Режим обмена информацией - с помощью писем;

FTP-сервер по своему функциональному назначению совпадает с файловым сервером, однако, режим обмена информацией - диалоговый;

 сервер доступа (telnet), обеспечивающий возможность использования вычислительных мощностей и программного обеспечения удаленных высокопроизводительных машин. Telnet обеспечивает доступ к базам данных;

 сервер баз данных, позволяющий осуществить выборку из имеющихся информационных массивов по определенным ключевым признакам, используя либо диалоговый доступ, либо регламентированные почтовые запросы. В отличие от telnet, предоставляет меньшие возможности управления компьютером. С его помощью нельзя запустить игру или обратиться к операционной системе. Сегодня имеется большое число ставших уже привычными сетевых средств /3/:

 Gopher - средство поиска информации в сетях, построенное на системе меню. Оно во многом функционально сходно с базами данных, отличия сводятся к применяемым способам описания процесса поиска информации;

WAIS (Wide-area Information Server) - средство для работы с совокупностью баз данных на основе естественного языка. Это программа,

которая может осуществлять поиск одновременно во многих базах данных по одному запросу;

 WWW (W3)- средство работы в сети с гипертекстами. Гипертекст соединяет различные документы на основе ссылок, подобных ссылкам на статьи в энциклопедии. Hапример, когда в тексте встречается новое слово или понятие, гипертекст дает возможность перейти к другому документу, в котором это слово или понятие рассматривается более подробно. В сетевом гипертексте возможны ссылки на тексты, хранящиеся на различных, часто чрезвычайно удаленных друг от друга компьютера;

IRC (Internet Relay Chat) - средство для переговоров в реальном масштабе времени, который дает вам возможность разговаривать с другими людьми во всем мире в режиме прямого диалога.

Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся сам может выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала, убрать или переместить рисунки, изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками. Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию учения. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания. Современный ученик дистанционного обучения может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. Появилось понятие URL (Universal Resourse Locator - универсальная ссылка). Наиболее современные средства компьютерных телекоммуникаций, такие как WWW, учитывают это понятие и делают процесс цитирования источников чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же получить полный текст источника. В результате меняется сам способ изложения научных и

педагогических текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле вообще, в тексте остаются только ссылки по URL, позволяющие сразу же получить нужный текст цитаты.

Все сказанное выше дает основание утверждать, что развитие применения компьютера как средства связи и появление глобальной сети компьютера открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения. Дистанционное обучение при этом получило уже новое качество - учащийся дистанционного обучения почти не ограничен пространственными, а главное временными рамками для получения информации.

Компьютерные сети демократизируют пользование образовательными ресурсами. Даже самая маленькая сельская школа получает после подсоединения к Интернет ресурсы, которые могут включать в себя:

 базы данных, содержащие результаты реальных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами; это - очень важное технологическое решение, неразрывно связанное с самой идеей компьютерные телекоммуникации и баз данных, такому решению практически нет альтернативы, учитывая большие объемы информации и скорость ее изменения;

 каталоги многих мировых библиотек; технология использования этих каталогов в Интернет достаточно проработана, есть несколько путей доступа к таким каталогам, а самое главное, их не нужно разыскивать в море информации - они сведены воедино средствами компьютернқх телекоммуникаций и снабжены средствами поиска нужных книг, документов по ключевым словам; это кажется вполне естественным для пользователя;

 доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов; с учетом того, что большая часть этой информации распространяется бесплатно, это решение также оказывает значительное влияние на среду, в которой происходит дистанционного обучения;

 суперкомпьютерные обучающие программы, которые дают учащимся возможность воспользоваться самыми мощными в мире компьютерами.

Следует подчеркнуть, что все эти услуги в своей основе имеют доступ к огромным информационным или вычислительным ресурсам, и в этом плане у компьютерных телекоммуникаций нет альтернативы.

Литература:

1. Бегидова С.Н., Хазова С.А., Мозгот В.Г. Развитие конкурентоспособной личности учащихся как целевой ориентир системы общего образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 2. С. 25-31.

2. Якубов М.С., Умурзакова Д.М. Методы и алгоритмы распознавания речи с дефектными произношениями// Перспективы развития информационных технологий// XXIX международной научно-практической конференции, Россия, г.Новосибирск 22 апреля 2016 стр 44-48.

3. Даминова Б.Э., Якубов М.С. Развития познавательной и творческой активности слущателей. Международная конференция “Актуальные проблемы развития инфокоммуникаций и информационного общества”. 26- 27.06.2012. Ташкент. V секция. с. 631-636.

Фамилия
Имя
Отчество Ученое звание Ученая степень Должность Организация

Почтовый индекс Страна
Город
Телефон

Факс E-mail Название

доклада

Название сообщения

Фамилия
Имя
Отчество Ученое звание Ученая степень Должность Организация

Почтовый индекс Страна
Город
Телефон

Факс E-mail

Название доклада

Название сообщения

Зиядуллаев
Даврон
Шамсиевич
доцент
кандидат технических наук
Доцент кафедры “Методика обучения информатике”

Ташкентский государственнный педагогический университет имени Низомий

100202 г.Ташкент, ул. Амира Тимура, 108 Узбекистан
Ташкент
(+99894) - 638-25-86


Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций в

дистанционном образовании

Ахмедова Шаирахон Билалхановна -

-
Старщий преподователь кафедры «Естественных и точных наук»

Институт повышения квалификации и переподготовки сотрудников народного образования Андижанской области

100202 Андижанская область г.Андижан микрорайон 3- дом 9 Узбекистан
Ташкент
+99890-2549030

Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций в дистанционном образовании

Фамилия
Имя
Отчество
Ученое звание Ученая степень Должность Организация Почтовый индекс Страна

Город Телефон Факс E-mail

Название доклада

Название сообщения

Surname
Name
Second Name Academic rank Academic degree Position Organization

Country
City
Tel
Fax
E-mail
Theme of report

date of completing the form

Surname Name

Second Name Academic rank Academic degree Position Organization

Юсупова Мухайё Абдумўминовна -

-
Преподаватель кафедры “Информатики и математики”

Специальное образовательное учреждение Андижанская обл. Қорасувский район

Узбекистан Ташкент +99890-2549030

Дидактические дистанционном образовании

компьютерных

телекоммуникаций в

свойства

Ziyadullaev
Davron
Shamsievich
assistant professor
Candidate of Technical Sciences
Associate Professor of "Methodology of teaching informatics"

Gosudarstvennnogo Tashkent Pedagogical University name bottom 100202 Tashkent, st. Amir Timur, 108

Uzbekistan Tashkent
(99 894) - 638-25-86

Didactic properties of computer telecommunications in distance education

No abbreviations in «Application» are permitted!

Akhmedova

Shairahon

Bilalhanovna
-
-
Starschy lecturer of the department of "natural and exact sciences"

Institute for Advanced Studies and Retraining employees of public education in Andijan region

Country City

Tel
Fax
E-mail
Theme of report

date of completing the form

Surname
Name
Second Name Academic rank Academic degree Position Organization Country

City Tel Fax E-mail

Theme of report

date of completing the form

100202 Andijan Province Andijan district 3 House 9 Uzbekistan Tashkent

+ 99890-2549030


Didactic properties of computer telecommunications in distance education

No abbreviations in «Application» are permitted!

Yusupova

Muhayo Abdumo’minovna -
-

Teacher of the Department "Informatics and Mathematics"

Special educational institution

Andijon. Qorasuvsky area

Uzbekistan Tashkent
+ 99890-2549030

Didactic properties of computer telecommunications in distance education

No abbreviations in «Application» are permitted! 

Men xaqimda

Men 19 aprel 1970 yilda Qorasuv shahrida tavallut topganman. 1991 yilda Andijon Davlat pedagogika institutini tamomlaganman. Ma'lumotim bo'yicha mutahasisligim: Matematika va informatika. 1996 yildan hozirgacha Qorasuv shahar 5-umumta'lim maktabida matematika fani o'qituvchisi lavozimida ishlab kelmoqdaman.

Qo'shimcha ma'lumotlarni quyidagi tarmoqlardan olishingiz mumkin

Ta'lim portallari

O'zbekiston Respublikasi Oliy va o'rta maxsus ...
O'quvchilarni kasb-hunarga yo'naltirish va ...
O'zbekiston Respublikasi Xalq ta'limi Vazirligi

Hozir saytda

Hozir 18 mehmon va bitta ham ro'xatdan o'tgan foydalanuvchi yo'q

Hurmatli saytim mehmolari diqqatiga!

Assalomu alaykum saytim mehmonlari!

Hozircha saytimda ayrim servislar islamayapdi, bu noqulayliklarni bartaraf etish uchun ish olib borilmoqda tez orada bartaraf qilaman.

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family